Януш Корчак: о том как любить детей
Януш Корчак: о том как любить детей
Страница 5

Во всех своих начинаниях Корчак проводит линию на создание системы, построенной на научных принципах. Так, доска объявлений в Доме сирот потрясает обилием извещений, предупреждений, просьб и отчётов.

Огромное внимание уделяется самовоспитанию. В Доме сирот действовала система самоуправления. Самоуправление должно было служить самовоспитанию, воспитанию самостоятельности и справедливости. Роль же воспитателя в самоуправлении - роль помощника. Доска для контактов с детьми, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, стенгазета, совместные заседания, товарищеский суд, для которого Корчак составил воспитательный кодекс. В суд дети могли жаловаться как друг на друга, так и на взрослых. Во вступлении к "Кодексу товарищеского суда" Корчак писал: "

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится".

Все решения суда были гласными. Соблюдалась свобода высказывания, выбора судей, которыми были дети. Воспитатель же выступал в роли секретаря с совещательным голосом. На основе Судебного совета был образован Совет самоуправления, бывший и законодательным, и исполнительным органом суда. Им разрабатывались принципы, регулирующие жизнь Дома сирот. В Совет входили десять детей и воспитатель в качестве председателя и секретаря.

Советом принимались решения, касавшиеся как всего коллектива, так и отдельных групп детей. Решения имели бессрочное или временное действие. Воспитательные функции выполнялись Советом через проблемные комиссии (например, комиссия для проверки чистоты тетрадей и учебников), контролю и указаниям которых должны были подчиниться все воспитанники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ЕЛИЗАВЕТИНЦЫ , условное название английских писателей, творивших в кон. 16 - нач. 17 вв., в последние 20 лет царствования королевы Елизаветы I и 1-е десятилетие царствования Якова I: Э. Спенсер, Ф. Сидни, Дж. Лили, К. Марло, Т. Нэш., Т. Кид, Б. Джонсон. Драматургия елизаветинцев нашла наиболее совершенное выражение в творчестве У. Шекспира.

ИПАТОВО , город (с 1979) в Российской Федерации, Ставропольский кр., на р. Калаус. Железнодорожная станция. 26,9 тыс. жителей (1992). Пищевая, швейная промышленность.

УПАНИШАДЫ (санскритское - сокровенное знание) , заключительная часть вед, их окончание ("веда-анта"); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 упанишад ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н. э. - 14-15 вв. н. э. Разнообразное содержание упанишады подчинено практическим целям достижения духовного освобождения. В центре упанишады - учение о тождестве брахмана и атмана.