Януш Корчак: о том как любить детей
Януш Корчак: о том как любить детей
Страница 4

Корчак отмечал, что причиной унижения ребёнка является лживая, проникнутая лицемерием система воспитания, которую взрослые не реформируют из простого чувства лени. Он подчёркивал, что надо научить ребёнка и отличать ложь, и ценить правду; не только любить, но и ненавидеть; не только уважать, но и презирать; не только соглашаться, но и возмущаться; не только подчиняться, но и бунтовать.

Корчак напишет: "Мой принцип: пусть дитя грешит". Известно, как трудно порой с мальчишками, как тяжело обуздать их склонность к дракам, обменам, неряшливости . Кроме всеобщей вовлеченности в разнообразные дежурства по Дому - за вознаграждения, между прочим, ведь призы - сильнейший стимул (в ходу были конфеты, открытки, и другие любимые детьми "награды") - Корчак также "разрешил" отдельные виды "неблагонравия". Можно было драться - но по "дуэльному кодексу" - со свидетелями, секундантами и занесением в журнал повода драки. Обмены разрешались только "честные" - был составлен список эквивалентов, например, нож можно было обменять на увеличительное стекло . Заключенные пари оформлялись у "пана доктора"…

Ребёнок нуждается в свободе, но "мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах".

Януш Корчак подчёркивал необходимость всестороннего изучения ребёнка, необходимость узнать о нём как можно больше. И тут на него не могли не оказать влияния идеи позитивизма, активно распространявшиеся в Польше того времени. Крупные представители польского позитивизма: психолог и педагог Ян Владислав Давид, писатель Болеслав Прус были бесспорными авторитетами для Генрика Гольдшмита и способствовали пробуждению в нём интереса к педагогике. Ещё в свою бытность доктором Корчак посещал клиники, больницы, сиротские приюты, дома для малолетних преступников, знакомился с ведущими педагогическими течениями того времени. Но главным, безусловно, являлся личный опыт.

В "Дневнике" Януш Корчак отмечал свой принцип: "Исследовать, чтобы задавать всё новые и новые вопросы". И он наблюдает везде, чётко отслеживает ситуацию. Любая вещь, любая мелочь (даже носовой платок) даёт массу информации и пищи для размышления. Весь материал Корчак фиксирует, документирует и обобщает, заводит специальную записную книжку и дневник воспитателя. Документация Януша Корчака отличалась многообразием: внутренняя корреспонденция детдома, протоколы о работе самоуправления, записки детей, объявления, стенгазеты Дома сирот. Это был настоящий архив, который позволял докопаться до настоящих причин тех или иных перемен с детьми. Даже в ужасные дни фашистской оккупации он думает о спасении этого богатейшего материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

"ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО" (от нем . Entartete Kunst), уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального "Третьего Рейха искусства" и закрепив это одиозное название на одноименной "разоблачительной" выставке 1937 в Мюнхене. Создатели "дегенеративного искусства", среди которых оказались едва ли не все ведущие мастера немецкой изо-культуры, подвергались репрессиям.

ЕКАТЕРИНОСЛАВ , название города Днепропетровск на Украине в 1776-96, 1802-1926.

ЖЖЕНОВ Георгий Степанович (р . 1915), российский актер, народный артист СССР (1980). На сцене с 1938, с 1969 в театре им. Моссовета. Снимался в фильмах: "Горячий снег", "Выбор цели", "Экипаж" и др. Репрессирован (с кон. 30-х до 50-х гг.).