Януш Корчак: о том как любить детей Януш Корчак: о том как любить детейСтраница 1
Януш Корчак - это имя стало символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям. Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей. Старая как мир идея - она так естественна, и гибель Корчака была для него тоже естественна: она стала венцом его идеи. Януш Корчак не спас своих детей и не мог их спасти, но он не оставил их перед лицом смерти точно так же, как не оставлял он их перед лицом жизни.
Настоящее имя Януша Корчака - Хенрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 года в ассимилированной еврейской семье, в доме, где царил дух космополитизма и утонченной польской культуры. Родители очень мало, практически ничего не говорили сыну о его еврейском происхождении. И об этом еврействе, о котором так мало сообщили, ему потом неоднократно напомнит польское общество. Казалось, Хенрик был поляком, так он любил польский язык, людей и природу Польши. Но со временем к этой любви стало примешиваться чувство грусти и одиночества. Усилилась его связь с народом, к которому он принадлежал по крови. И в дни испытаний он приходит к сознательному и добровольному, основанному на велении совести выбору еврейской судьбы. Отец, Юзеф Гольдшмит, был известным в Варшаве адвокатом. Интеллигентная, обеспеченная семья, красивая квартира, прислуга . Ребёнка тщательно оберегали от забот. Но когда Хенрику исполнилось одиннадцать лет, семью постигло несчастье: отец, добрый и талантливый человек, безнадёжно заболел - у него развилась душевная болезнь, - был помещен в больницу и оттуда уже не вернулся. Семь лет болезни отца привели к тому, что семья быстро обеднела, исчезли и богатая квартира и прислуга, пришлось переселиться в бедный район. Молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру, он продолжал учиться и, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Борьба с болезнями и страданиями стала его идеей и целью. В это же время, юношей, он начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе. На рубеже столетий он превращается в Януша Корчака, автора многих замечательных произведений: повестей "Дети улицы" (1901), "Дитя гостиной" (1906), "Моськи, Иоськи и Срули" (1910), "Король Матиуш I" (1923), множества новелл и главных педагогических трудов - "Как любить ребёнка" (1914) и "Право ребёнка на уважение" (1929) и других.
И вот, когда учение позади, он работает в детской больнице, он мобилизован на Русско-Японскую войну (1904-05) военным врачом, а после фронта практикуется в клиниках Берлина, Парижа и Лондона. Вернувшись в Варшаву, Корчак становится знаменитым врачом, славится как диагност, имеет большую практику. Впоследствии он говорил, что медицине он обязан методикой исследования. В эти же годы крепнет его решение осуществить на практике свои мысли о воспитании детей. В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию "Помощь сиротам", быстро становится там незаменимым членом правления и душой маленького приюта для сирот. Благодаря Корчаку, этот приют превратился в замечательное учреждение, и для него специально было построено новое здание: в 1911 году в Варшаве, на улице Крохмальной, 92, открылся "Дом сирот", который просуществовал тридцать лет.
ХОХРЯКОВ Виктор Иванович (1913-86) , российский актер, народный артист СССР (1973). С 1933 работал в различных театрах. С 1953 в Малом театре. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1949, 1951).
СКОРОСТНАЯ КИНОСЪЕМКА , съемка с частотой от нескольких сотен до 104 кадр/с. Позволяет воспроизводить на экране сравнительно быстро протекающие процессы в замедленном темпе (при демонстрации фильма с обычной частотой 24 кадр/с). Применяется, напр., при анализе движений спортсмена.
ЛАВРОВСКИЙ Леонид Михайлович (наст . фам. Иванов) (1905-67), российский балетмейстер, народный артист СССР (1965). С 1922 артист, в 1938-44 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, в 1944-64 главный балетмейстер Большого театра. Среди постановок: "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева (1940), "Паганини" на музыку С. В. Рахманинова (1960), "Ночной город" Б. Бартока (1961). Профессор ГИТИСа (с 1952). Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950).