Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 87
Тем самым Выготский с полным основанием мог заявить, что культурно-историческая теория "видит основные факторы психологического развития примитива в развитии техники ." (81. С.124). Близка к этой идее позиция А.Н.Леонтьева. Отталкиваясь от своего историко-генетического подхода к изучению психики, он рассматривает ее как "продукт и дериват материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая преобразуется в ходе общественного исторического развития во внутреннюю деятельность, в деятельность сознания ." (271.С.105). В какой мере человек создавал технику, в такой же мере она создавала его: "общественный человек и техника обусловили существование друг друга" (470). Техника, техническая деятельность обусловили существование культуры. На самых ранних этапах становления цивилизации " . вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры .". " .Без техники, - замечает далее
Н.А.Бердяев, - невозможна культура, с нею связано само возникновение культуры ." (Н.А.Бердяев. Человек и машина// /Вопр. философии. 1989. N 2. С.147, 149)
В определенном смысле можно даже говорить о "первичности" техники в триаде "техника - человек - культура". Сошлемся, например, на рассуждении Ф.Дессауэра, в соответствии с которыми техника выступает как первичная по отношению к обществу, как преднаходимая людьми идея, как врожденное человеческое начало (480. С.273). Со своей стороны М.Хайдеггер наделяет технику способностями Творца бытия в целом (491). Соответственно техника подчиняет своему диктату едва ли не все пространство бытия человека. Присущая ей логика проникает в социальные и человеческие измерения истории. Последствия вторжения техники многообразны и в отдаленной перспективе даже труднопредсказуемы.
Технологическая предопределенность едва ли не фатальная для человека в том смысле, что содержит в себе непререкаемую заданность мышления, поведения, сознания.
Последнее замечание позволяет нам констатировать следующее: будучи "объективированным субъектом" (241. С.90), "раскрытой книгой сущностных человеческих сил" (К.Маркс), "органопроекцией" (П.А.Флоренский), техника предстает не только как фактор филогенетического становления человека, но и как "педагог", непосредственно оказывающий образовательновоспитательное воздействие на индивида. Применение техники "оказывает воздействие на весь процес воспитания и образования людей, определяя некоторые особенности даже формирования мировоззрения, вкусов, привычек и т.д. (190.С.215). Прогресс техники через навыки и умения пользоваться ею. "становится одним из факторови условий развития личности (Г.И.Шеменев). В свете сказанного уместно привести слова о том, что " . учиться в собственном смысле этого слова - значит учиться у очеловеченной природы (техника, как известно, составная часть этой "очеловеченной", искусственной, природы - Н.Ч.), распредмечивать, раскодировать элементы неорганического тела (знаковые образования), уже включенные в деятельность предшествующих поколений" (102. С.9). Важнейшим механизмом такого "раскодирования" выступает интериоризация, понимаемая в нашем контексте как проникновение внешних действий с техническими объектами в действия внутренние.
ЖЕРСОН (Gerson) (наст . имя Жан Шарлье) (1363-1429), французский богослов и церковный деятель, канцлер Парижского университета (с 1395). Содействовал прекращению т. н. раскола Западной церкви; по его инициативе на Констанцском соборе 1415 был сформулирован принцип верховенства вселенского собора над папой. Трактаты по мистическому богословию.
ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ (Юрьев-Польской) , город в Российской Федерации, Владимирская обл., на р. Колокша. Железнодорожная станция. 22 тыс. жителей (1993). Ткацко-отделочная фабрика, завод "Промсвязь" и др. Известен с 1152. Филиал Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Георгиевский собор (1230-34, перестроен в 15 в. В. Ермолиным).
БЮРОКРАТИЯ (букв . - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и ...кратия), первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах. Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления, направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.