Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на урокахСтраница 17
Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время — важнейший показатель интересов и склонностей учащихся. Это весьма серьёзная социальная, не только педагогическая проблема, от верного решения которой зависит не только развитие интересов человека, но и его активная позиция в жизни.
§ 4. Общая характеристика воспроизводящей
и творческой деятельности; их соотношение в учебной деятельности младших школьников
Познавательная деятельность учащихся в обучении в своей основе направлена на овладение уже сложившейся системой знаний, умений и навыков. Направление, содержание и объём этих знаний на отдельных этапах развития общества не остаются неизменными, а постоянно расширяются и совершенствуются в соответствии с потребностями общества и развитием науки, техники и культуры. При всём этом важнейшими функциями школы остаются вооружение учащихся системой научных знаний и формирование у них умений самостоятельно приобретать эти знания.
Усвоение учащимися научных знаний, умений и навыков может протекать по-разному. Знания могут приобретаться формально и осмысленно, некоторые сведения могут заучиваться и творчески перерабатываться, они могут изучаться в отрыве от жизни и практики и в тесной связи с ними. Обучение учащихся в школе не может ограничиваться сообщением им необходимых сведений, оно, кроме того, должно формировать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и общественной практике.
Решение этих вопросов теснейшим образом связано с такой проблемой, как воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. Что же понимается под воспроизводящей и творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении?
Воспроизводящая и творческая работа учащихся в обучении — это разные уровни проявления их активности и самостоятельности. Если воспроизведение — первый, начальный этап, то творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. Отсюда их различное назначение в учебном процессе. Если главной задачей воспроизводящей деятельности учащихся является усвоение, накопление знаний, умений и навыков, то цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Данные виды деятельности определённым образом отличаются друг от друга как по содержанию, так и по способам выполнения. Воспроизводящая деятельность большей частью ограничивается программно очерченным кругом знаний и сложившимися методами его изучения. Творческая познавательная деятельность, кроме того, предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний. Творчески работающие учащиеся не ограничиваются учебником, хотя формально от них в ряде случаев больше ничего не требуется, а обращаются к научной литературе, справочникам, энциклопедиям. В процессе работы над учебником они находят вопросы, требующие дополнительного изучения, и проводят, пусть и скромные, но самостоятельные исследования.
ЖЕНЕВЬЕВА (Genevieve) , Геновева (лат. Genoveva, Genovefa) (ок. 422 - ок. 500), христианская святая, покровительница Парижа. Память 3 января.
ЧАЙКОВ Иосиф Моисеевич (1888-1979) , российский скульптор, заслуженный деятель искусств России (1959), профессор. Монументально-декоративные работы отмечены динамикой композиции ("Футболисты", 1928-38).
ИМКА-ПРЕСС (YMCA-PRESS) , издательство русской книги, основано в 1921 в Праге, существовало в Берлине (1923), Париже (1925-40, с 1944). Среди изданий - работы русских философов, произведения М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. И. Цветаевой, А. И. Солженицына, мемуары Н. Я. Мандельштам, Л. К. Чуковской, репринтные издания.