Театрализованные игры
Театрализованные игры
Страница 68

14. Методика начального обучения математике/Под. ред. В.А. Дрозд. Минск, 1988.

15. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. № 2.

16. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний/Под ред. Н.В. Зверевой. М.: Педагогика, 1983.

17. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.

18. Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников/Под ред. Н.П. Пальянова. Томск, 1979.

19. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.

20. Смирнова З.А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку//Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И.Т. Огородникова. М., 1976.

21. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. М.: Просвещение, 1988.

22. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 1995. № 6.

23. Формирование интереса к изучению у школьников/Под ред. Марковой О.К. М.: Педагогика, 1986.

24. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979.

25. Царёва С.Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и методические рекомендации учителю. Новосибирск, 1991.

26. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? Знание, серия «Педагогика и психология», 1985. № 11.

27. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.

28. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.

29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

30. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., 1975.

31. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.

[1] Панфилова Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе. М., 1960.

[2] Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

[3] Огородников И.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока. Народное образование, 1973, № 4.

[4] Есипов Б.П. Самостоятельные работы учащихся на уроке. М., 1961.

[5] Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. М., 1955.

[6] Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. М., 1963.

[7] Программа восьмилетней школы. Начальные классы. М.: Просвещение, 1973.

[8] Добромыслов В.А. О подборе и построении упражнений в учебнике//Русский язык в школе, 1948. № 5.

[9] Дмитриев А.Е. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам//Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся. М., 1978.

[10] Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990.

[11] Моро М.И. и др. Математика: 2 класс. М.: Просвещение, 1986.

Страницы: 64 65 66 67 68 69

ГРУЗИЯ (Сакартвело) , Республика Грузия, в центральной и западной части Закавказья, на западе омывается Черным м. 69,7 тыс. км2. Население 5493 тыс. человек (1993), городское 56%; грузины (3787 тыс. человек; 1989, перепись), осетины, абхазы, армяне, русские, азербайджанцы и др. Официальный язык - грузинский. Большинство верующих - православные христиане. Столица - Тбилиси. Глава государства - Президент. Законодательный орган - парламент. В составе Грузии - Абхазия, Аджария и Юж. Осетия. 65 районов, 62 города, 52 поселка городского типа (1989). Большая часть территории занята горами; на севере - хребты Б. Кавказа, на юге - М. Кавказа (высшие точки - г. Шхара, 5068 м; г. Казбек - 5033 м), между хребтами Б. и М. Кавказа располагаются Колхидская низм. и Картлийская равнина, на востоке - Алазанская равнина. Климат на западе субтропический, на востоке переходный от субтропического к умеренному. Средние температуры января от 3 °С (Колхида) до -2 °С (Иверийская впадина), августа 23-26 °С. В Зап. Грузии, обращенной к Черному м., выпадает от 1000 до 2800 мм (в горах) осадков в год; в Вост. Грузии - 300-600 мм. Главные реки - Кура, Риони; озера - Палеостоми, Рица, Алеткел. Почвы красноземы, желтоземы, черноземы и др. Ок. 2/5 территории занято лесами. Тбилисский природный национальный парк; заповедники. В 6 в. до н. э. Колхидское царство, в 4-3 вв. до н. э. Иберия. В нач. 6 - нач. 10 вв. под властью иранских Сасанидов, Византии и Арабского халифата. В 8 - нач. 9 вв. княжества: Кахети, Эрети, Тао-Кларджетское; Абхазское царство. В 11-12 вв. экономический и культурный расцвет Грузии. В 13-14 вв. нашествия монголо-татар, Тимура. В 15 - нач. 19 вв. царства и княжества: Картли, Кахети, Имерети, Самцхе-Саатабаго, Мегрелия, Гурия и Абхазия. В 16-18 вв. Грузия подвергалась нашествиям Ирана и Турции; крепло освободительное движение (1625, под руководством Георгия Саакадзе, восстание 1659 и др.). По Георгиевскому трактату 1783 установлен протекторат России над Вост. Грузией. В 1801 Вост. Грузия, в 1803-04 Зап. Грузия вошли в состав России (Тифлисская и Кутаисская губ.). В ноябре 1917 к власти пришли меньшевики. В 1918 в Грузию введены немецкие, турецкие и английские войска. В мае 1918 образована Грузинская демократическая республика. В 1921 установлена советская власть; 25.2.1921 образована Грузинская ССР. С 12.3.1922 входила в Закавказскую федерацию; с 5.12.1936 непосредственно в СССР как союзная республика. В 1992-94 на территории Грузии происходил вооруженный конфликт по поводу статуса Абхазии и Юж. Осетии, который нанес республике значительный ущерб. В структуре национального дохода доля (1992, %) промышленности 34, сельского хозяйства 29. Производство электроэнергии 13,4 млрд. кВ?ч (1992). Ведущие отрасли промышленности: пищевкусовая (в т. ч. чайная, плодоконсервная, винодельческие подотрасли; производство тунгового, душистых эфирных масел, розлив минеральных вод и др.), легкая, машиностроение, химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая, черная металлургия. Добыча марганцевых руд, каменного угля, руд цветных металлов, барита и др. Площадь сельскохозяйственных угодий 3,2 млн. га (1990). Причерноморские районы Грузии специализируются на производстве чая (в 1990 площадь чайных плантаций 62,3 тыс. га, сбор сортового чайного листа 516,1 тыс. т), цитрусовых, лаврового листа; в восточной части Грузии ведущая роль принадлежит виноградарству, развито плодоводство. Посевы зерновых (пшеница, кукуруза, ячмень). Главные отрасли животноводства - мясо-молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство. Эксплуатационная длина (1990, тыс. км): железных дорог 1,57, автодорог общего пользования 21,6, в т. ч. с твердым покрытием 20,3. Основные морские порты: Батуми, Поти. Нефтепровод Баку - Батуми; газопроводы из Сев. Кавказа и Азербайджана. Многочисленны приморские климатические (Гагра, Пицунда, Нов. Афон, Кобулети и др.), бальнеологические (Цхалтубо, Набеглави, Саирме и др.), бальнеоклиматические (Боржоми, Авадхара, Джава и др.), горноклиматические (Абастумани, Бакуриани, Бахмаро и др.) курорты. Денежная единица - лари."ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ", киноконцерн художественных фильмов в Тбилиси (основан в 1921, с 1923 "Госкинпром" Грузии, с 1953 современное название). Среди лучших картин "Красные дьяволята" (1923), "Последний маскарад" (1934), "Отец солдата" (1965), "Мольба" (1969), "Жил певчий дрозд" (1971), "Мелодии Верийского квартала" (1973), "Древо желания" (1977), "Твой сын, земля" (1981), "Покаяние" (1987).

ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ ИНСТИТУТ (ИЯФ) Сибирского отделения РАН , организован в 1957 в Новосибирске. Исследования по физике частиц высоких энергий, физике плазмы, теории ускорительной техники и др. В институте разработан метод встречных пучков и созданы установки со встречными пучками.

ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна (р . 1931), российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). В творчестве использует современные средства выразительности, в т. ч. нетрадиционный состав инструментов. Кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968), "Посвящение Марине Цветаевой" (1984), симфония "Слышу... умолкло..." (1986) и другие произведения для оркестра, инструментальные концерты, музыка к кинофильмам и др.