Театрализованные игры Театрализованные игрыСтраница 22
Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они протекают в органическом единстве между собою. Более того, они не редко протекают слитно. Так, например, ознакомление учащихся с новым учебным материалом одновременно включает в себя и закрепление. Нередко и на самом уроке учитель, объясняя новый материал, одновременно проводит и его закрепление.
Рассмотрим указанные этапы познавательной деятельности подробнее.
Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Остановимся лишь на важнейших его видах: на изложение учебного материала педагогом и самостоятельном изучении новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие текстуального запоминания, смыслового понимания, пересказывания, критической оценки, а иногда и простейшего исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в третьих анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.
Сообщение учителем научных знаний может быть информационно-объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения. Во втором случае наряду с осуществлением названной функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (III класс). Учитель предлагает детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Учитель склоняет на доске. Выделяются окончания.
— Ребята, какие слова склоняются одинаково (сходно)? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (I скл.)? Ко второй группе (II скл.)? К третьей группе (III скл.)? Обратите внимание на окончание и род имён существительных.
ТАЙНЕН (Tynan) Кеннет (1927-80) , английский драматург и театральный критик. Одна из крупнейших фигур контркультуры 1960-х гг. Наиболее известна его пьеса "О, Калькутта!" (1969, поставлена в США).
ЯДЕРНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ , область ядерной физики, в которой исследуются свойства ядер в разных состояниях (энергии, спины и др.) по измерению энергетического спектра, интенсивности, углового распределения и поляризации частиц, образующихся при радиоактивном распаде или в ядерных реакциях.
ЖЕВАКИН Сергей Александрович (р . 1916), российский астрофизик, доктор физико-математических наук (1959). Разработал теорию пульсаций переменных звезд (1958). Один из создателей радиотехники в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах радиоволн. Премия Ф. А. Бредихина АН СССР (1965). Государственная премия СССР (1987).