Теория и практика взаимодействия
Теория и практика взаимодействия
Страница 1

Введение

Актуальность - исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.

Тенденции общественного развития всё ярче выражают усиливающее противоречие между потребностью к взаимодействию на демократических принципах и конфронтацией, проявляющейся во всех сферах реального взаимодействия. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризующимися не господством- подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.

Цель исследования- разработать систему взаимодействия в современной школе и выявить условия ее эффективного функционирования.

Объект исследования - процесс взаимодействия в учебной деятельности.

Предмет исследования - способы организации взаимодействия в учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по проблеме.

2. Определение требований общества на современном этапе его развития к взаимодействию учителя и ученика.

3. Реализация теории взаимодействия в учебной деятельности.

Гипотеза- учитель организует взаимодействие, если:

1. Владеет теорией опроса.

2. Практикой взаимодействия.

Глава I. Теоретические предпосылки понятия взаимодействия «учитель-ученик»

§1. Сущность педагогической категории «взаимодействие» в гуманистической педагогике

Понятие “взаимодействие” в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, М.С.Качан, В.А. Ленторский).

Взаимодействие- одна из философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.

Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей- предметно- практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке. (19)

Страницы: 1 2 3 4 5

ДИРИХЛЕ (Dirichlet) Петер Густав Лежен (1805-1859) , немецкий математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1837). Основные труды по аналитической теории чисел, теории функций, математической физике.

ВАЙЦЗЕККЕР (Weizsaecker) Карл Фридрих фон (р . 1912), немецкий физик и философ, брат Р. Вайцзеккера. Директор (1969-80) Института Макса Планка по исследованию условий жизни в научно-техническом мире (Штарнберг, Бавария). Труды по ядерной физике, астрофизике и космогонии, философии природы и философским проблемам естествознания.

АПОФОНИЯ , то же, что аблаут.