Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Страница 23

§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, аучебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству.

Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

«Художественная литература — органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности» (17; 100). Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27

ЕФРЕМОВ Михаил Олегович (р . 1963), российский актер и театральный режиссер, заслуженный артист России (1995). Сын О. Н. Ефремова. Работает во МХАТе им. А. П. Чехова, где сыграл роли Треплева ("Чайка" А. П. Чехова), Чацкого ("Горе от ума" А. С. Грибоедова) и др. Снимался в фильмах: "Когда я стану великаном" (1978), "Благородный разбойник Владимир Дубровский" (1989, по А. С. Пушкину); в телефильмах "Гардемарины, вперед!", "Королева Марго" и др.

ВЕЙГЕЛА , род кустарников семейства жимолостных. Ок. 15 видов, в Вост. Азии; в т. ч. 3 вида на Дальнем Востоке. Декоративны.

ЛЕЦ (Lec) Станислав Ежи (1909-66) , польский писатель. Автор сатирических стихов (сборник "Зоопарк", 1935), афоризмов "Непричесанные мысли" (1957-59).