Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Страница 2

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" (15, 17).

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление (13, 6). Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: "Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства".

Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования:

1. теоретический анализ литературы,

2. наблюдение,

3. педагогический эксперимент,

4. анкетирование,

5. беседа.

База исследования: г. Архангельск, средняя школа № 45, 3"Г" класс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ШОУ Ирвин (1913-84) , американский писатель. Роман о 2-й мировой войне "Молодые львы" (1948); дилогия "Богач, бедняк" (1970) и "Нищий, вор" (1977), романы "Вечер в Византии" (о Голливуде, 1973), "Воспоминание утраты" (1982). Остросоциальная проблематика сочетается с раскрытием нравственных исканий личности. Драмы, рассказы.

ФЕЙСАЛАБАД (б . Лайалпур), город на северо-востоке Пакистана, в Пенджабе. 1,75 млн. жителей (1981, с пригородами). Транспортный узел. Крупный торгово-промышленный центр в районе хлопководства. Хлопчатобумажная, швейная, пищевая, химическая промышленность; машиностроение и металлообработка. Ремесла.

НЕСТЕРОВ (в 1598-1951 Жолква) , город на Украине, Львовская обл. Ж.-д. ст. (Нестеров-Львовский). 13,1 тыс. жителей (1991). Заводы: стекольный, консервный и др. Известен с 1368 как с. Винники. Назван по имени П. Н. Нестерова. Замок (кон. 16-17 вв.), кафедральный костел (нач. 17 в.), монастырь и костел доминиканцев (17 в.), деревянные церкви (18 в.).