Умственная отсталость
Умственная отсталость
Страница 3

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталос­ти: клинический (наличие органического поражения головного моз­га); психологический (стойкое нарушение познавательной деятель­ности); педагогический (низкая обучаемость).

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознатель­ность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие ум­ственно отсталого ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития статики и локомоций, причем ча­сто задержка бывает весьма существенной, захватывающей не толь­ко весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливос­ти, беспокойства и т. п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс ожив­ления». В дальнейшем у них не возникает интереса ни к игруш­кам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушка­ми, находящимися в руках взрослого. Не происходит своевремен­ного перехода к общению на основе совместных действий взрос­лого и ребенка с предметами, не возникает новой формы обще­ния — жестового общения. Дети на первом году жизни не диффе­ренцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Произ­водя это действие, ребенок познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и предметом, свойства пред­метов — величину, массу, форму. С отсутствием хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная координация.

Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых детей чрезвычайно задерживается. Эта задерж­ка не является первичным нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов. В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении неспецифическими манипуляциями, которые прояв­ляются, например, в том, что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ШУБИН Федот Иванович (1740-1805) , российский скульптор. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, сер. 1770-х гг.; И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792).

"ЗВЕЗДНАЯ ПАЛАТА" , высшее судебное учреждение в Англии в 1487-1641. Создано для борьбы с мятежной знатью, затем стало орудием подавления противников абсолютистского строя и англиканской церкви (заседало в зале с потолком, украшенным звездами).

ГОЛИЦЫН Дмитрий Михайлович (1665-1737) , князь, один из вождей Верховного тайного совета, составитель "Кондиций" 1730. Брат М. М. Голицына. Собрал в с. Архангельское редкую библиотеку. В 1736 осужден по обвинению в заговоре.