Урок - основная форма организации обучения в современной школе
Урок - основная форма организации обучения в современной школе
Страница 14

Суть этих заданий состоит в решении практической проблемы с использованием полученных теоретических знаний. Например, дается задание разработать рекомендации по эффективному использованию химических удобрений в целях повышения урожайности той или иной сельскохозяйственной культуры на конкретном участке земли местного хозяйства. Аналогичное задание можно предложить учащимся по экологии, по оформлению деловых бумаг, сделок и т.д.

Уроки, на которых подводятся итоги работы учащихся над тематическими заданиями, приобрели в теории и практике обучения название урока защиты тематических заданий. Технология его проведения такова. Урок начинается с краткой беседы учителя, который представляет участников проектов-заданий, а также знакомит учащихся с порядком защиты ими своих тематических заданий. Затем выступают руководители этих групп, докладывают о своих результатах, привлекая различные иллюстративные материалы, демонстрируя всевозможные расчеты, схемы, таблицы, рисунки и т.п. С каждым из них полемизируют участники других групп, отчитываясь о своей работе. Итоги защиты подводит учитель, который направлял и консультировал всю подготовку тематических заданий группами учащихся и хорошо знает сильные и слабые стороны каждого из выполненных заданий.

Применению знаний, а следовательно и их совершенствованию, накоплению опыта самостоятельной деятельности и умению учиться служат и традиционные лабораторно-практические занятия, практикумы. Как правило, они применяются для окончательного закрепления практических и учебных навыков и умений, а также проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программ. В этом отношении пальма первенства в многообразии лабораторно-практических занятий принадлежит практикуму, который проводится в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участках школ. Учитель заранее готовит материальную базу и соответствующие инструкции, необходимые для проведения учащимися опытов и экспериментов, распределяет оборудование, инструменты, чтобы каждый ученик мог выполнить требуемые программой работы, проявляя необходимую в этой работе самостоятельность. Назначение практикума — расширение технологического кругозора учащихся, подготовка их к труду и профессиональная ориентация школьников.

Это, конечно, не значит, что практикум заменяет все остальные виды лабораторно-практических занятий, что учащиеся не проводят лабораторных экспериментов на других уроках. Лабораторные опыты, микроэксперименты, решения всевозможных теоретических и практических задач учитель нередко вводит и в рамки общего разбора темы для иллюстрации своего рассказа-объяснения, и в уроки-лекции, где проводится общий разбор темы, и в уроки-семинары, где они становятся одним из источников новых знаний.

Зачетным урок. Он проводится по завершению работы над крупной темой или разделом курса. Опытные учителя делят урок-зачет на две части: обучающую (примерного 15 минут) и контролирующую (до 30 минут). Первая часть урока-зачета проводится как индивидуальный опрос-беседа с учащимися по теме в сочетании с самостоятельной работой всех учащихся класса. В этой части урока школьники с помощью учителя вновь разбирают основные вопросы пройденной темы и решают наиболее типичную задачу.

Зная о таком порядке, стиле работы на уроке-зачете, учащиеся в процессе повторения, подготовки к уроку заранее внимательно просматривают материал темы в целом по учебнику, своим записям, приводят в порядок практические работы, которые выполнялись ими по ходу изучения темы для предъявления их учителю во время зачета.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ЮДХИШТХИРА , в индуистской мифологии герой "Махабхараты" идеальный воин, старший из братьев Пандавов.

ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович (1892-1980) , российский художник, заслуженный деятель искусств России (1940). Оформил фильмы: "Ночной извозчик", "Арсенал" (оба 1929). "Пышка", "Петербургская ночь" (оба 1934), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945, 1958) и др. Профессор ВГИКа (с 1965). Государственная премия СССР (1951).

ЕРШОВ Иван Васильевич (1867-1943) , российский певец (драматический тенор), народный артист СССР (1938). Один из выдающихся исполнителей партий в операх русских композиторов, Р. Вагнера. В 1894-1929 в Мариинском театре. Профессор Петроградской (Ленинградской) консерватории (с 1916).