Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку
Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку
Страница 5

Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителем и учащимися;

- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:

- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества воспитанника”;

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это- так называемое “эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса, “постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей (2).

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.

§2.О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян, И.Л.Бим, А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920) , российский философ и психолог. Редактор журнала "Вопросы философии и психологии", председатель Московского психологического общества (с 1899). Истолковывал учение о монадах Г. Лейбница и Р. Т. Лотце в духе персонализма, обосновывал свободу воли.

ИЗАЛЛОБАРЫ (от изо ..., алло... и греч. baros - тяжесть), изолинии, характеризующие изменение атмосферного давления в единицу времени.

ПОЛУШКА , мелкая разменная русская монета; чеканилась с 15 в. из серебра. 1 полушка= 1/2 московской или 1/4 новгородской деньги. С 1534 полушка - самая мелкая монета Московского государства, равная 1/4 коп., с 1700 - наименьший номинал российской монетной системы, чеканилась из меди (до 1916).