Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 3

Ребенок родится с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 350 – 400 граммов, но уже к году он утраивается, а к шестилетнему возрасту близок к весу мозга взрослого человека.

Головной мозг человека по своему внешнему миру напоминает гриб: «корень» – это так называемый ствол мозга, в его состав входят продолговатый мозг, варолиев мост и зрительные бугры; «шляпку» гриба образуют большие полушария – правое и левое. К ним прилегает малый мозг, или мозжечок.

Особый интерес имеет развитие больших полушарий, так как в них совершается работа сознания, возникают мысли, чувства человека.

В коре мозга человека – 17 миллиардов нервных клеток ( у человекообразных обезьян их не более 3 – 5 миллиардов). Клетки погружены в так называемую нейроглию – ткань, которая обеспечивает жизнедеятельность нервных клеток.

Нервные клетки – самые драгоценные элементы организма. Ко времени рождения ребенка их размножение заканчивается и далее, на протяжении всей жизни человека, не прибавляется ни одной клетки. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются и не замещаются.

В коре больших полушарий выделяется шесть слоев, каждый слой имеет свое особое клеточное строение. Клетки связаны друг с другом отростками, кроме того вся кора пронизана сетью нервных волокон. В разных отделах мозга строение коры сильно отличается по характеру нервных клеток, толщине слоев и их распределению – это зависит от того, какую работу выполняет тот или другой участок коры.

Эксперименты над животными и наблюдения за больными людьми позволили обнаружить в мозговой коре ряд зон, или областей, от которых зависит восприятие внешнего мира и регуляция деятельности организма. К важнейшим из них относятся чувствительно – двигательная, зрительная, слуховая и обонятельная зоны.

Чувствительно – двигательная зона расположена в извилинах впереди и позади центральной борозды. Сюда по центростремительным нервам и восходящим путям спинного и головного мозга поступает возбуждение, возникающее в рецепторах кожи, мышц , суставных сумок. Отсюда возбуждение передается по нисходящим путям мозга и центробежным нервам в мышцы, вызывая или прекращая их деятельность, ослабляя или усиливая ее. Эта зона коры является высшим центром согласования всех движений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ФРАНКЛЕНД (Frankland) Эдуард (1825-99) , английский химик-органик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1876). Ввел термин "валентность" (1853).

МОДЖЕВСКИЙ (Моджевский-Фрыч) (Modrzewski-Frycz) Анджей (1503-72) , польский гуманист. Труд "Об исправлении государства" (1551), выдвинувший гуманистическую программу общественного переустройства (запрещен папской курией), оказал влияние на европейскую общественную мысль.

НЕОПОЗИТИВИЗМ , одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм.). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка - научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки.