Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 1

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

ВВЕДЕНИИЕ:Мотивация проблемы . . 3

I. Теоретическая часть . 5

1. Нейрофизиологические основы развития ребенка. 5

а. Особенности строения мозга человека. 5

б. Специализация полушарий головного мозга. 9

2. Условия формирования речи у дошкольников . 11

а. Речедвигательного анализатора. . . 11

б. Проекция руки – одна из речевых зон мозга. . . 16

3. Содержание педагогической работы по развитию мелкой

моторики ведущей руки ребенка. . . 18

а. Пальцевая моторика и развитие речи. . 19

б. Подготовка руки ребенка к письму. . . 21

II. Практическая часть. . 24

1. Обследование речевого развития ребенка и

подвижности. . . 24

2. Методика работы с детьми по развитию мелкой

моторики пальцев рук. . . 28

1. Пальцы помогают говорить. . . 28

2. Как помочь ребенку овладеть навыком письма. . 39

3. Неправильно сформированный навык письма.

Формы и методы исправления неправильного

двигательного навыка. . . . 51

III. Экспериментальная часть. . 53

Выводы . . 56

Библиография . . . 58

Приложение . . . . 59

ВВЕДЕНИИЕ: мотивация проблемы.

« Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов », – писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга . Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган туда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Анализ исследований силы кисти правой руки школьников за два последних десятилетия (с 1974 года) показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. У мальчиков и девочек оно одинаково и составляет 15 – 16 %. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей младшего школьного возраста. Приведенные факты связаны с отмечаемыми в последнее время отечественными и зарубежными педагогами трудностями обучения письму, встречаемыми сейчас гораздо чаще, чем 30 – 40 лет назад. Так, по данным М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 20 – 30 %, и эти трудности не заканчиваются в начальной школе. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 – 25 %.

Страницы: 1 2 3 4 5

ПОПОВ Федот Алексеевич (17 в .), русский землепроходец. В 1648 совместно с С. И. Дежневым прошел морем из устья р. Колыма к устью р. Анадырь, открыв пролив между Азией и Америкой (позднее назван Беринговым прол.), п-ов и р. Камчатка.

ШАРИФУДДИН (Sjarifuddin) Амир (1907-1948) , премьер-министр Индонезии в июле 1947 - январе 1948. Председатель и вице-председатель Социалистической партии в 1945-48. После Мадиунских событий расстрелян по приказу властей.

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р . 1930), российский живописец и график, народный художник СССР (1980). Портретист, автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970-90-е гг.), в которых воплощает собственную концепцию самобытного исторического пути России ("Мистерия XX века", "Вечная Русь", "Моя жизнь"), сценограф (оформление оперы "Сказание о граде Китеже" Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре, 1983). Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества (с 1989).