Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 12

1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения этих детей ха­рактеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены зву­ков. Сложные по артикуляции звуки заменяются про­стыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или за­мена его другим по артикуляционному признаку соз­даёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежа­щих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество не­правильно употребляемых в речи звуков может дос­тигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего ока­зываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произно­сит правильно, но в речи они отсутствуют или заме­няются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонети­ческой группы заменяются, звуки другой - искажа­ются. Такие нарушения называются фонетико-фоне­матическими.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не разли­чать большее число звуков из разных групп. Относи­тельное благополучие звукопроизношения может мас­кировать глубокое недоразвитие фонематических про­цессов.

Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуля­ционной моторики или её нарушения. Это фонетиче­ское нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Знание форм нарушения звукопроизношения помо­гает определить методику работы с детьми. При фоне­тических нарушениях большое внимание уделяют раз­витию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных зву­ков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ГУСА (Husa) Вацлав (1906-65) , чешский историк. Труды по истории Чехословакии.

АСИММЕТРИЧЕСКИЙ АТОМ , атом в органических соединениях, связанный с 4 различными замещающими группами (роль одной из них может играть пара электронов). Асимметрический атом отмечается в формуле звездочкой, напр. CH3СH(OH)COOH. Наличие асимметрического атома обусловливает оптическую активность соединения.

САНТА-КЛАРА (Santa Clara) , город на Кубе, адм. ц. пров. Вилья-Клара. 174 тыс. жителей (1982). Механический завод. Пищевкусовая, цементная, текстильная промышленность. Университет. Основан в 1689.