Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
Страница 11

Как же практически отражаются категории времени в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста? Очень часто, передавая содержание прослушанного рассказа, дети связывают его эпизоды словами « потом», «еще», «после». Употребляя эти слова, они не всегда обозначают ими определенную последовательность событий.

Наоборот, не видя возникающей логической несообразности, они часто нарушают эту последовательность. Такое нарушение временной последовательности говорит о том, что дети еще не видят логики временных отношений, которая вскрывается труднее, чем логика пространственных отношений.

В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки).

В процессе обучения раскрывается значение наиболее трудных для детей временных наречий, уточняется их понимание. Однако тонкая дифференцировка временных представлений зависит от общего умственного и речевого развития детей.

Необходимо отметить, что одним из важных условий продуктивности учебной деятельности является правильная ориентировка в текущем времени (В. В.Андриевская, С. В. Белохвостова, В. А. Ярощук и др.).

Своевременное и адекватное формирование понятий о времени у ребенка чрезвычайно важно. В школе, в частности, оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом.

Как уже отмечено, время не имеет наглядных форм, с ним нельзя совершать действия. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Время познается опосредованно, через движение и ритм жизненных процессов или с помощью специального прибора. У взрослого человека- это результат деятельности ряда анализаторов, действующих в системе. У ребенка такой слаженности в работе анализаторов нет. Восприятие времени легко искажается субъективными факторами: заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).

Знакомство со временем может начаться только с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми. Усвоение таких обозначений дается нелегко, так как они носят условный и относительный характер. То, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки - «вчера». Эта текучесть времени, его незримость крайне затрудняет его вычленение и познание.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ШЕКИНСКОЕ ХАНСТВО , государство в Сев. Азербайджане. В сер. 18 в. выделилось из Ирана после освободительной борьбы с Надиршахом. С 1805 в составе России, в 1819 ханская власть упразднена.

СЮАРЕС (Suares) Андре (наст . имя Феликс Андре Ив Шантрель) (1868-1948), французский писатель, литературный и художественный критик. Эссе "Се человек" (1906), "Ценности" (1936). Книги о духовных властителях современности "Трое" (1913, о Б. Паскале, Г. Ибсене, Ф. М. Достоевском), "Трое живых" (1937, о М. де Сервантесе, Ш. Бодлере, Л. Н. Толстом).

ЦЕРЕ (лат . Caere), современная Черветери (Cerveteri, Италия), древний город-государство этрусков; в 358 до н. э. завоеван римлянами. Некрополь Цере известен богатыми погребениями.