Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 22

Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силлабическое, буквенное). Во всех письменностях имеются системы знаков – графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме – это слова, в слоговом – последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном значащий звук (фонема). Следует сказать, что история отечественной методики обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. В XVIII веке существовал в нашей отечественной методике так называемый метод целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру русского звукобуквенного письма.

Звукобуквенное (алфавитное) письмо - исторически самый поздний и самый совершенный вид письма. Историки этого письма – в классическом графическом алфавите, созданном в 403 году до Н.Э., включающим 17 согласных, и 7 гласных букв, из которого в свою очередь развилось славяно-кирилловское письмо – русское, болгарское, сербское и другие.

Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы человеческого общества.

Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скорости достичь было трудно. Со временем обучения письму ввели в курс начальной школе как учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро.

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорописи.

В начале XX века с новой остротой стал вопрос об упрощении письменного шрифта.

Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в настоящее время. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, увеличение объема потока информации постоянно требовали внесения изменений в письменный шрифт. В 1970 году в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотывного скоростного письма.

Письмо, которому учат в нашей школе – это русское курсивное письмо. Следует сказать, что его графика менялась в течение столетий. Собирались наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в таком виде как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя реформа (1969 года) существенно изменила способ выполнения букв (предложив отнюдь не лучший вариант), а графические формы претерпели незначительные изменения. Поиски наиболее рациональной графики идут в разных станах. В последние десятилетия в США, Англии, Канаде и других станах получило распространение так называемое письмо «скрипт» (script), в котором буквы по конфигурации представляют нечто среднее между рукописным и печатным шрифтом, пишутся они все с отрывом («печатаются»). Такое письмо довольно успешно используется на начальных этапах обучения, и на наш взгляд, целесообразно использовать письмо такого типа при обучении детей, имеющих трудности [9, с.11-13].

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА , транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений (подвижной состав, станции, устройства автоматики и телемеханики, диспетчерская централизация и т. п.) для перевозки пассажиров и грузов. Различают железные дороги: общего пользования (магистральные), подъездные (в т. ч. лесовозные, рудничные и др.) и городские (трамвайные, метрополитены). Используется широкая (1668, 1520, 1435 мм и др.) и узкая (1000, 914, 891, 762 мм и др.) железнодорожная колея.

ГОРБУНОВ Анатолий Валерьевич (р . 1942), председатель сейма Латвии в 1993 - ноябре 1995. С 1974 на партийной работе. В 1985-90 секретарь ЦК КП Латвии. С 1988 председатель Президиума ВС Латвии, с 1989 председатель ВС Латвии.

ЧУФРИН Геннадий Илларионович (р . 1935), российский ученый, член-корреспондент РАН (1994). Труды по истории и экономике стран Юго-Вост. Азии.