Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развитияСтраница 29
Третья причина. Дети добросовестно учат правила (жи-ши: лыжи, шина), научились делать проверку (шары- шар, коза – козы). Теперь этот ученик уверен и даже пытается доказать, что слова надо писать именно так, а не иначе: «кошичка», «шишичка».
Четвертая причина. У детей мал запас слов, они ещё не наблюдательны, и хотя они выучили правила, но многие ещё не умеют писать большие и трудные слова: «Валгаград», «Козань».
Пятая причина. Это когда учитель, боясь перегрузки, учит детей на очень лёгком материале, даже для списывания с доски дает такие слова, как сад – сады, дуб – дубы.
Отсюда и получается, что если учитель сам составляет контрольные диктанты, то весь класс выполняет их очень хорошо, а если же контрольный диктант даёт администрация, то класс справляется с трудом.
Шестая причина состоит в том, что учитель не всегда проводит систематическое попутное повторение изученного. «Где брать время? – говорит такой учитель. – Повторяем в конце года, в конце четверти».
А ведь на повторение и требуется 6-7 минут, чтобы, списывая с доски 6-8 слов, суметь и закрепить новое, и повторить старое. Например: при изучении безударных гласных в корне, проверяемых ударением, дети повторяют мягкий знак: караси – карась, косари – косарь, кольцо – кольца, корабли – корабль.
Систематическое попутное повторение хорошо помогает всем ученикам, но особенно детям с ослабленной памятью.
Седьмая причина. Учитель, особенно молодой, в качестве «разминки» дает детям задания для самостоятельного выполнения такого типа (второй класс, 1 четверть): «Спишите с доски слова и рядом припишите проверочные слова» .
Тянуть, тропа, окно, письмо.
Вот как некоторые дети выполнили задание:
Тянуть – тянит, тропа – тропачька, окно – окны, письмо – письмы.
Здесь можно дать только один совет: детей сначала нцужно научить, а уж потом их контролировать.
Предупреждение ошибок в словах, продиктованных учителем, состоит в следующем: прежде чем писать продиктованные слова ( а особенно если они на неизученное правило), ученики хором проговаривают их, потом каждый ученик проговаривает (шёпотом); затем учитель еще раз диктует это слово, показывая трудную букву. Дети пишут продиктованное слово.
Систематическое попутное повторение изученного, своевременное предупреждение ошибок – всё это способствует тому, что дети хорошо запоминают написание трудных слов и хорошо справляются с ними в контрольных диктантах. А добиваться грамотного письма – это основная задача учителя [40, 24].
3.3. С чего начинать орфографическую работу?
ВЕРХНЯЯ ТУНГУСКА , прежнее название р. Ангара в нижнем течении.
АНЕМОНА , то же, что ветреница.
АБДЕРГАЛЬДЕН (Abderhalden) Эмиль (1877-1950) , швейцарский биохимик, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925). В 1904-45 работал в Германии. Исследовал структуру и функции белков. Синтезировал (совместно с Э. Г. Фишером) полипептид из 19 аминокислот (1916).