Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Страница 5

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте

человека. (14,5)

Наверное, это и есть основная цель экологического образования. И.Д. Зверев основную цель экологического образования и воспитания видит в формировании у подрастающего поколения высокой культуры отношения к природе, строящейся на экологических и этических знаниях, соответствующей ценностной ориентации отношения к ней, воспитании нравственно-этических чувств и соответствующих мотивов поведения, формирования умений и навыков.

Общение с природой воспитывает гуманное отношение к живым существам, проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании помочь животному и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется в единстве с развитием эстетического наслаждения природой. Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.

Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образными примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного развития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа – вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Он писал: «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». (32,44).

Психолог Л.И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение человека к природе зависит от формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек. На важную роль привычек в воспитании правильных форм поведения указывал К.Д. Ушинский, следовательно, в экологическом воспитании, формированию привычек целесообразно уделять особое внимание. В качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитания младших школьников. Л.И. Божович выделяет наличие предъявляемых детям в наглядном плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активного стремления к овладению этими образцами. Для формирования у младших школьников внутренней потребности поступать согласно образцам нравственного поведения, как отмечает Ш.А. Амонашвили, необходимо не только дать им пример соответствующего поведения, но и сформировать сознание того, какое поведение является в обществе нравственным, какое безнравственным, то есть сформировать морально-правовое оценочное отношение к действительности. Педагоги И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина высказывают мнение, что бережное ответственное отношение человека к природе состоит из ряда компонентов: экологические убеждения, мировоззрения, идеалы, интересы (26,11). А американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ХАРБИН , город в Сев.-Вост. Китае, на р. Сунгари, административный центр пров. Хэйлунцзян. 2,4 млн. жителей (1990). Крупный экономический центр, транспортный узел. Машиностроение; химическая, текстильная, пищевая и деревообрабатывающая промышленность. Строительство Харбина началось в 1898 в связи с постройкой Россией Китайско-Вост. ж. д. В 1932-45 под японской оккупацией. Освобожден Советской Армией (август 1945) и возвращен Китаю.

АВТОТИПИЯ (от авто ... и греч. typos - отпечаток, форма), 1) фотомеханический процесс изготовления печатных форм с рельефными печатающими элементами. Применяется для воспроизведения полутоновых изображений (фотоснимки, акварельные рисунки и т. п.) средствами высокой печати. 2) Оттиск с растрового (см. Растр) клише.

ИКОНОБОРЧЕСТВО , религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях ("не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им", - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста ("Торжество Православия"). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).