Чернышевский
Чернышевский
Страница 6

Физические упражнения и другие средства развития и закаливания организма он расценивал положительно и с точки зрения воспитания воли. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 53-66/.

О методах обучения и воспитания

В методике учебной работы Чернышевский придает решающее значение развитию мысли. Уметь думать , самостоятельным путем добывать знания, формировать свое мировоззрение - вот, что интересует Чернышевского.

Чернышевский как и Добролюбов, придает большое значение воспитанию. Чернышевский пишет: “Разве воспитание не нужная вещь , и даже более, разве оно не неизбежно необходимо?”. Воспитывать - это значит воздействовать на мысль, чувство и волю, которые взаимосвязаны. Воспитывать во время обучения вовсе не обозначает прибегать к патетическим речам, декламации и т. д. Само познание доставляет большой материал чувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце, оживляя и радуя.

“Однако одного воспитания мало. Оно должно дополняться самовоспитанием и самообразованием. Чернышевский рекомендовал своим детям широко заниматься самовоспитанием и самообразованием. Мы приобретаем знания не только из школы, но и из жизни, из дружеских разговоров, из порядочных книг, в числе которых школьных книг нет” - говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970. -С. 130 - 137/.

Среди разнообразных методов и приемов обучения Чернышевский видное место отводил живому слову учителя, беседе и самостоятельной работе учащихся. “ Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными , они должны приобретать образование самостоятельными знаниями”, - писал Чернышевский.

Самостоятельные занятия оценивались им очень высоко по ряду причин. В них Чернышевский видел не только средство закрепления, но и расширения того круга знаний, какой получали учащиеся от устного изложения материала учителем и вообще в школе. В них он видел и одно из важных средств развития самостоятельного мышления учащихся, а также привития навыков и умения самостоятельно работать над повышением уровня своих знаний.

Процесс обучения является т процессом воспитания. Эту мысль Чернышевский подчеркивал неоднократно. Своей практикой он показал, что это достигается путем тщательного отбора материала для каждого очередного занятия, подбора таких фактов и всяких иных данных, которые даже без особых комментариев заставляют учащихся думать в определенном направлении, помогают поднимать и укреплять определенные убеждения и нравственные чувства. Он показал, как в процессе преподавания при помощи фиксирования внимания на главном, наиболее существенном, и других приемов достигается вместе с образовательной и воспитательная цель. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 66-68/.

Дисциплина учащихся

Вопрос о школьной дисциплине и телесных наказаниях занимал одно из видных мест в педагогической теории на протяжении многих веков. Чернышевский не оставил без внимания этот и этот вопрос. Он не выступил по этому вопросу с обстоятельной статьей, как это сделал Добролюбов. Он ограничился отдельными , правда , довольно определенными, замечаниями на этот счет в некоторых своих работах (“Ясная поляна”, “Статья в “Земледельческой газете” .”, ” Собрание чудес .”, “Очерк научных понятий .” и др.). Он говорил, что мелочные шалости детей - пустяки, что они не могут служить для квалификации поведения учащихся как недисциплинированного , что не угрозы, не насилия и различные наказания, а удовлетворение здоровой любознательности детей , привлекательная постановка обучения, пример педагога и другие средства должны служить основанием школьной дисциплины. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 68 - 69/.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

РЕНИН (от лат . ren - почка), протеолитический фермент позвоночных животных и человека. Образуется в почках. Превращает в активные формы ангиотензины, участвующие в регуляции артериального давления крови. Определение активности ренина в крови используют для диагностики артериальной гипертонии.

РАБИРИЙ (1 в .), римский архитектор, строитель дворца императора Домициана.

ЗВЕРОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ , добыча морского зверя (тюленей, нерпы, морского котика и др.). Продукция - меховое и кожевенное сырье, мясо (на корм пушным зверям), тюлений жир, внутренние органы (печень, эндокринные железы и др.) для производства витамина А и некоторых фармацевтических препаратов.