Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 44

В параграфе предложена структурная содержательная модель оснований и факторов педагогической интеграции. С опорой на значительный философско-науковедческий и научно-педагогический опыт, нами предложена двойная интегрпретация "оснований педагогической интеграции": а) как предпосылок существования и осуществления интеграционных процессов в педагогике; б) как средств их объяснения. В первом случае они представлены составляющими онтологического и гносеологического характера. Исходным совокупным онтологическим основанием педагогической интеграции объявляется педагогическая деятельность, исходным совокупным гносеологическим основанием - система педагогического знания. И та, и другая обладают достаточно мощным интегративным потенциалом, позволяющим им играть роль такого рода оснований.

В случае с основаниями педагогической интеграции, выполняющими функции средств ее объяснения мы выделяем философские (общеметодологические), общенаучные, частнонаучные и конкретнонаучные (собственно педагогические) основания. В своей совокупности они образуются стержень эвристико-методологического обеспечения педагогической интеграции. Ядром философских оснований составляет диалектика - "единственный метод, способный схватить живую действительность в целом" (А.Лосев) и прежде всего ее законы - "сквозные методологии" педагогической интеграции пронизывающие все подструктуры ее эвристико-методологической обеспеченности.

Центральное место среди общенаучных оснований занимают идеи ведущей роли сотрудничества в эволюционном становлении человека, уникальности и равноценности цивилизации, диалога культур. Важнейшую роль среди частнонаучных оснований педагогической интеграции играют естественнонаучная концепция "науки целого", современные представления естествоиспытателей о живой и саморегулирующейся системе Земли как органическом образовании, допускающем существование противоположных и взаимоисключающих форм бытия, психофизиологические теории целостных структур. В состав конкретнонаучных оснований входят идеи всестороннего и гармоничного развития человека, целостного подхода к воспитанию человека ("человек не воспитывается по частям") и др.

Страницы: 40 41 42 43 44 45 46 47 48

ЧО Хянг Сап (Hyung Sup Choi) (р . 1920), корейский ученый (Республика Корея), металлург, иностранный член РАН (1994). Труды по экстрактивной металлургии редких металлов и обогащению железных руд. Создатель жаропрочных сплавов и высококачественных сталей.

НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК , новорожденный ребенок, родившийся при сроке беременности от 28 до 39 нед. Весит 1000-2500 г, длина 37-46 см. Выхаживание недоношенного ребенока требует специальных условий (содержание в кувезе).

ФЕМТО ... (от лат. femten - пятнадцать), приставка к наименованию единицы физической величины, служит для образования дольной единицы, равной 10-15 от исходной. Обозначается фм; пример: 1 фм = 10-15 м.