Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 177

"Ассимилятивное" объяснение существа педагогизации опирается во многом на известный постулат теории систем: элемент, становясь частью новой целостности, теряет ряд своих специфических качеств при одновременном приобретении ее черт. В этом смысле нельзя не согласиться с мнением, что ни кибернетика, ни психология, ни какая-либо иная непедагогическая дисциплина не выражают педагогической сущности обучения, но помогают более полно представлять его со стороны явления. Психологические и кибернетические знания по отношению к дидактической теории выступают как знания "эмпирического уровня" (79. С.168).

Ассимиляция не может не сопровождаться аккомадацией - изменением базисной составляющей интеграции, в роли которой в данном случае выступает педагогика. "Поглащая" инонаучное знание, она сама претерпевает значительные изменения, приобретая его некоторые черты. Например, в ходе ассимиляции профессиональной педагогикой элементов технического знания последняя приобретает черты системности, строгости, однозначности, графичности, известной схематичности. С другой стороны, влияние гуманитарного знания делает язык педагогики менее жестким, более динамичным, диалогичным, менее сциентизированным, более открытым, личностно-ориентированным.

Результатом ассимиляции и сопровождающей ее аккомодации является уравновешивание - достижение необходимой степени гармонизации отношений между интегрируемыми компонентами на определенный момент развития интеграционного процесса, позволяющий им сосуществовать (взаимодействовать, сотрудничать) в рамках некоего интегративного новообразования. Обращаясь вновь к примеру с интеграцией педагогического и технического знания в профессиональной педагогике в связи с этим заметим: педагогическое и техническое знания, проходя стадии ассимиляции и аккомадации, при которых происходит устранение обстоятельств, мешающих их сближению, взаимоуподобляясь в своих некоторых характеристиках, способствуют тем самым появлению качественно нового гносеологического образования - профессиональной педагогики, которое в свою очередь выполняет роль средства сохранения необходимого уровня равновесия между этими видами знания. Именно наличие указанного уровня и позволяет профессиональной педагогике аккумулировать в себе учебно-педагогические и производственно-технические составляющие, объединять "как законы педагогики, так и законы производства" (С.Я.Батышев).

Страницы: 173 174 175 176 177 178 179 180 181

ЗАКРЕПИТЕЛЬ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ , то же, что фиксаж фотографический.

ЛЕВЕК (Levecq) Луиза (1703 - между 1743 и 1745) , французская писательница. Автор критических заметок о "Дон Кихоте" М. Сервантеса, поэмы "Санчо Панса - губернатор" (1738), стихов, комедий и сказок. Романы "Лилия, или История Карфагена", "Наш век, или Мемуары графа де Соленвиля" (оба 1736).

ЕГЕРЕВ Виктор Сергеевич (р . 1923), российский архитектор, народный архитектор СССР (1988). Основные работы (с коллективом авторов): станция метрополитена "Краснопресненская" (1952-53), Дворец пионеров и школьников (1959-62), Музыкальное училище им. Гнесиных (1970-1976), здание Телеграфного Агентства Советского Союза (1965-67) - все в Москве; посольства СССР в Чехословакии (в Праге, 1950-55) и Нигерии (в Лагосе, 1966-68).