Типичные ошибки в семейном воспитании Типичные ошибки в семейном воспитанииСтраница 7
Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.
Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.
Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в том, что:
КАМЕНСКИЙ Николай Михайлович (1776-1811) , российский граф, генерал от инфантерии (1809). Сын Михаила Федотовича Каменского. В русско-шведскую войну 1808-09, командуя корпусом, одержал победы над шведскими войсками при Куортане [19-21 августа (31 августа - 2 сентября) 1808] и Оравайсе [2(14) сентября 1808] в Финляндии. В русско-турецкую войну 1806-12 главнокомандующий Дунайской армией (с 1810), овладел рядом турецких крепостей, нанес поражение турецким войскам при Батине в Болгарии (26 августа 1810). В 1811 главнокомандующий 2-й Западной армией, предназначенной для войны с Наполеоном.
ЕДИНОВЕРИЕ (единоверцы) , течение в старообрядчестве.
ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-52) , российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Свежий кавалер", 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851-52).