Типичные ошибки в семейном воспитании Типичные ошибки в семейном воспитанииСтраница 12
Важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.
Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь конкретизировать эти аспекты ниже.
Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.
Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.
ТОРРЕ (Torre) Франсиско де ла (16 в .), испанский поэт. Автор ставшего хрестоматийным стихотворения "Раненая лань", образцовых од "К рассвету", "К золотому веку" и др. (стихи изданы Ф. Кеведо-и-Вильегасом, 163..1).
ЖОВТНЕВОЕ (до 1938 Богоявленск) , город в 1961-73 в Николаевской обл.; с 1973 часть г. Николаев.
КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ , часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастер Х. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружен каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии. Современные кремлевские куранты изготовлены в 1851 братьями Бутеноп в Москве. Диаметр циферблата кремлевских курантов 6,12 м, высота римских цифр на часах 0,72 м, длина часовой стрелки 2,97 м, минутной 3,27 м.