Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Страница 1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников 7

1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками . 7

1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры 19

1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23

1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников 26

Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками . 30

2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших школьников 30

2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе Данковского района Липецкой области. 38

Заключение 57

Литература . 59

Приложение . 64

Введение.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.

До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.

На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди которых важнейшими являются:

¾принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;

¾воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в теории и практике современной школы.

Методические основы формирования экологической культуры школьников разработана в трудах академика Н.Н. Моисеева. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону ¾ восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность ¾ возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность ¾ определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».

Страницы: 1 2 3 4 5

ТАЛ (Талос) , в греческой мифологии медный великан, подаренный Зевсом (или Гефестом) Миносу для охраны Крита. Когда на остров прибыли аргонавты, Медея усыпила Тала и вытащила из его пяты гвоздь, которым было заткнуто единственное уязвимое место; кровь вытекла из тела великана, и он умер.

СНЕЖНЫЙ БАРАН (толсторог , чубук), животное семейства полорогих. Длина до 1,8 м, весит до 140 кг. У самцов большие рога, у самок маленькие. В Северо-Восточной Азии и Сев. Америке (к югу до Мексики). Объект охоты (мясо, шкура). Численность в некоторых местах сокращается. Несколько подвидов в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

КОЧИН (Коччи) , город и порт в Индии, на Аравийском м., шт. Керала. 564 тыс. жителей (1991). Текстильные, химические, пищевые предприятия, нефтеперерабатывающий завод, судоверфь. Производство черепицы. Рыболовство. Близ Кочина - замок Маттанчери.